Альтернативное образование: за и против
Так сформулировали тему на телеканале “Вечерняя Москва”, где мне дали возможность поучаствовать. Ниже о том, что мне удалось и, увы, не удалось сказать во время прямого эфира.
Удивительно, какие возможности в последнее время открывает нам альтернативное образование!
Всего 4 года назад моя дочь посещала 1 класс государственной школы и единственной альтернативой являлась школа частная, где в принципе было все то же самое, только в маленьких классах и за умопомрачительную стоимость. Сегодня она посещает три (очень разные!) школы одновременно, занимается дистанционно и мы с ней все время пробуем в обучении что-то такое новое и интересное. (Мы даже пробовали вписаться в межпредметный кружок 57 школы, но страшно разочаровались и ушли. Хотя это вовсе не значит, что мы будем игнорировать такие школы впредь. Это значит всего лишь: “не попробуешь, не узнаешь”. Зато еще раз убедились, что мы на правильном пути).
Всего три-четыре года назад в Москве практически не было семейных школ. Сегодня объединений родителей, самостоятельно обучающих своих детей – десятки. В столице их становится больше с каждым месяцем.
Я не знаю, чем объяснить такой всплеск активности педагогов и родителей, поддерживающих идею свободного и альтернативного образования, но число их быстро растет. Как педагоги, так и родители стали гораздо больше использовать разные инновационные методики преподавания учебных предметов. Стали общаться, обмениваться опытом, помогать друг другу, устраивать совместные встречи и мероприятия, мастер-классы и вебинары. Здорово, что в этом есть и наш с Алексеем Семенычевым вклад!
В январе прошла первая в России конференция «Альтернативное образование-2015», объединяющая родителей и педагогов, обучающих детей вне школы. Мы собрали гораздо больше участников, чем могли представить в самых смелых своих ожиданиях. И вот уже скоро – 25 апреля – первый в Москве фестиваль семейного и альтернативного обучения «Весь мир — наша школа».
Он уникален тем, что главными действующими там будут дети. Дети будут проводить игры, мастер-классы и пресс-конференцию, продавать свои поделки на ярмарке, обслуживать посетителей в кафе, участвовать в концерте.
Мы создадим пространство, где каждая школа будет иметь возможность продемонстрировать достижения своих воспитанников в различных видах творчества, где дети смогут показать свои таланты, а родители – познакомиться с разными способами создания обучающей среды в домашних и клубных условиях, с обучающими студиями, кружками, объединениями родителей, а также — учебными методиками.
А 26 апреля пройдет еще один Фестиваль, посвященный альтернативному образованию “Школа мудрых родителей”. (Все подробности об этом событии – завтра).
А какие минусы у альтернативного образования? – спросили сегодня на телеканале “Вечерняя Москва”.
Минусы есть, чего скрывать! Во-первых, это далеко не бесплатно. Во-вторых, это не всем подходит, потому что требует полного включения в интересы ребенка, готовность в любой момент поддержать его деятельность – игру, потому что в начальной школе именно такие способы обучения наиболее эффективны. А играть большинству взрослых очень скучно. А с другой стороны это требует предоставления ребенку большой свободы и полного доверия. В третьих – требует принятия ответственности, которую так удобно переложить на школу.
Но результат того стоит.