Информация об Ассоциации
Альтернативные образовательные проекты, объединяйтесь!
Ассоциация создана, чтобы объединять образовательные проекты, которые представляют реальную и доступную альтернативу государственной школе.
Всех, кто на деле, а не на словах, меняет сейчас образование в РФ.
Важно зафиксировать эти изменения в государственных документах и – в идеале — получить статус инновационных образовательных проектов, получить гос. финансирование. Как минимум – важно уже сегодня защищать интересы нешкол, сокращать государственный контроль за счет саморегулирования.
Члены Правления
1) Домрачева Светлана Николаевна, председатель Правления Межрегиональной общественной организации “Ассоциация семейных школ”, автор проекта А’бразование” (“Альтернативное образование”), член Правления СПП “Лига образования”;
2) Донченко Игорь Валерьевич, член Правления МОО “Ассоциация семейных школ”, исполнительный директор СПП “Лига образования”, соавтор и организатор проекта “Навигатор семейного образования”, основатель “Школы мышления”;
3) Дьякова Алина Геннадьевна, член Правления МОО “Ассоциация семейных школ” и председатель Совета Отделения МОО АСШ в республике Удмуртия, эксперт по семейной форме образования, первопроходец семейного образования в своем регионе, правозащитник. Инициатор принятия Положения о семейном образовании в Ижевске, в результате которого родителям выплачивали компенсации;
4) Грубин Георгий Валентинович, член Правления МОО “Ассоциация семейных школ”, эксперт «Ассоциации родителей-практиков, обучающих детей в семье».
5) Полюга Вадим Олегович, член Правления МОО “Ассоциация семейных школ”, математик и мастер фехтования, поднявший на флаг идею развития и воспитания подростков “через приключения к достижениям”. Основатель и руководитель i3.school – центра образовательного консалтинга, который c 2011 года помогает школам и ВУЗам внедрять новые методики индивидуализированного обучения.
6) Савицкий Кирилл Леонидович, член Правления МОО “Ассоциация семейных школ”, член Правления СПП “Лига образования”, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОНМ.
События
Проект “Альтернативные школы в онлайне” 2023-2024 г.
Онлайн-встречи с руководителями онлайн-школ, которые создают образовательную альтернативу в онлайне. Помощь родителям в выборе виртуальных школ.
Проект продолжается, в планах еще 5-7 встреч до конца 2024 года. Список школ-участниц
Цикл еженедельных встреч с семьями, практикующими семейное образование “100 вопросов практикам СО” Лето 2024
Форум Актуального образования в Культурном центре МГИМО 19-20.04.2024
Форум семейных школ 29.10.2023
Марафон встреч с руководителями альтернативных образовательных проектов (нешкол) Москвы. июнь-август 2023
Всероссийский Форум “Альтернативное образование-2022” 12-13.11.2022
Обучающий курс для педагогов и руководителей Школа для нешкол июль-август 2022
Событие “Активное Образование” -2022 20.02.2022
Круглый стол семейных школ 24.02.2022
Круглый стол семейных школ Эпизод 2. 31.02.2022
Цикл встреч родителей с организаторами альтернативных школ Москвы “Выбираем школу” январь-июнь 2021
Конференция “Как найти свою школу?” 15.02.2020
Каждую неделю на канале МОО АСШ “Альтернатива школе” проходят онлайн-встречи с разными представителями альтернативного образования, с частными школами, предоставляющими родителям, выбравшим семейную форму образования, помощь и поддержку с целью сотрудничества и обмена опытом. Часть этих видео размещается на YouTube канале “Навигатор семейного образования”, созданном членами “Лиги образования” и “Ассоциации семейных школ” с целью просвещения родителей.
Партнеры и сотрудничество
МОО “Ассоциация семейных школ” работает в сотрудничестве с СППО “Лига образования”; некоторые члены АСШ одновременно являются членами “Лиги образования” и наоборот. “Лига образования” – это союз просветителей и просветительских организаций, который объединяет всех, кто заинтересован в развитии образования нового уровня в России. Организует и проводит фестивали, конференции и другие мероприятия, объединяющие новаторов в сфере образования. Создатель масштабного информационного ресурса, аккумулирующего информацию о семейном образовании – «Навигатор семейного образования».
МОО “Ассоциация семейных школ” участвует в создании мероприятий экосистемы школ МГИМО – инновационного центра развития современной педагогики, куда входят Горчаковский лицей МГИМО, и такие первопроходцы в сфере развития смешанных форм обучения, как школы МШСО и “Олимп плюс”.
Один из давних партнеров МОО “АСШ” – Международная школа завтрашнего дня, где проходят образовательные семинары и встречи, организуемые Ассоциацией или при ее поддержке. Эта школа тоже была одной из первых, открывших заочное отделение для детей, которые обучаются в семье.
МОО “Ассоциация семейных школ” сотрудничает также с Центром семейного образования Игоря и Валентины Чапковских. Эта площадка по обмену опытом среди родителей существует более 30 лет и отвечает на все актуальные вопросы родителей: как перевести ребенка на СО, как выстроить отношения со школой, как организовать обучение дома и многие другие.
Из истории
Первые ласточки свободного образования в 1990 годы в Москве: семейный центр Игоря Чапковского, кружок трудных подростков Бориса Гречухина, социально-педагогический эксперимент «Школа на Хавской», группа единомышленников, выросшая впоследствии в частную школу «Лицей Троице Лыково»; проект педагогов 57-й школы «Малая школа», семейная школа в Екатеринбурге под руководством В. Николина и многие другие… Прошло 20 лет и появились Монтессори-школы «Кассиопея» и «Солнечный дом», центр семейной культуры «Теремок», семейная школа «Ирис».
Массовое открытие альтернативных образовательных проектов началось в Москве с 2015 года. С 2013 года велись списки таких проектов, которые впоследствии превратились в карту школ на сайте «Альтернативное образование в России», сейчас он же — «А-бразование».
«Клуб семейных школ» был создан в 2015 году, то было сообщество, объединявшее свободные школы только Москвы и Московской области. Затем, во время пандемии, когда организаторы школ не имели возможности встречаться очно, началась практика онлайн-встреч и в них стали участвовать многие организаторы проектов из других городов.
В 2019 году Клуб вырос в общественную организацию «Семейные школы», которая помогала открывать новые проекты в разных городах России и стала правообладателем наименования «Семейные школы» как отличительного знака школ – членов сообщества.
В мае 2021 года была зарегистрирована МОО «Ассоциация семейных школ».
Межрегиональная общественная организация «Ассоциация семейных школ» объединяет руководителей семейных проектов, клубов и нешкол (семейных школ) а также родителей, которые совместно обучают своих детей, находящихся на семейной или заочной форме образования.
Детско-родительские группы, т.н. семейные школы (или нешколы), открывают новые возможности для тех родителей, которые осознали минусы государственных школ, но не хотят учить детей сами.
«Ассоциация семейных школ» сегодня включает проекты по всей России; это обмен опытом, информационная помощь, иная поддержка, совместные мероприятия.
Любой, кому интересно сообщество, может подписаться на канал в телеграм, где размещается информация о тех событиях сообщества, в которых можно принять участие. Руководители нешкол могут присоединиться к нашему закрытому чату в телеграм,
Как вступить?
Чтобы вступить в межрегиональную общественную организацию “Ассоциация семейных школ”, нужно ответить на вопросы анкеты и познакомиться с Уставом МОО “АСШ” (высылается по запросу по телефону 8 910 405 80 47 (телеграм, вотцап). Прием в члены АСШ происходит на общем ежегодном отчетно-выборном собрании Ассоциации. Для приема нужна рекомендация двух действующих членов Ассоциации.
Для того, чтобы участвовать в наших событиях и получать информацию/поддержку от сообщества, не обязательно входить в Ассоциацию. В АСШ мы принимаем только тех, кто разделяет “Этический кодекс сообщества”.
Этический кодекс сообщества
Мы объединяем тех, для кого решение задач обучения и просвещения в сфере образования – не только деятельность, но и миссия.
Государство предоставило нам возможность обучать детей дома, в семье. При этом родители могут объединяться, делая обучение более эффективным. Объединяя родителей путем создания семейных школ, мы помогаем им создавать наилучшие условия и открывать новые возможности в образовании своих детей.
Семейные школы не занимаются образовательной деятельностью. Они следуют прежде всего за интересами учеников, а не за ФГОС. Они помогают тем родителям, которые взяли на себя ответственность за образование своих детей, не перекладывая это на государственные школы.
Семейные школы сопровождают родителей и детей в их собственной образовательной деятельности и создают условия для такой деятельности в виде пространств, где с помощью значимых взрослых (которые могут быть педагогами, психологами, тьюторами, художниками, архитекторами, журналистами, воспитателями и представителями любых других профессий) дети учатся добывать знания, учатся самоопределению и самореализации.
Каждый, кто приходит в ОО, получает безвозмездную помощь в виде консультаций, информации, психологической поддержки. Каждый, кто пользуется такой поддержкой, берет на себя обязательство оказывать ее другим. В сообществе мы с благодарностью принимаем помощь и сами оказываем помощь, возвращая долг не тому, кто помог лично нам, а тому, кто нуждается, по его запросу.
Внутри сообщества приветствуется любая деятельность и любая инициатива, направленные на достижение целей сообщества. Любой участник может присоединиться к любой инициативе или не присоединяться к ней.
Каждый из нас уважает себя и своих соратников по созданию школ, включая педагогов и родителей. Мы ведем себя искренне и честно с собой и другими. Мы рассказываем родителям правду о своих проектах, не выпячивая их достоинства и не преуменьшая недостатки.
Мы не принимаем в ОО тех, кто пишет о себе «частная школа», не имея лицензии. Наши проекты не имеют никакого отношения к частным школам без лицензии и к деятельности, которая считается образовательной, согласно требованиям государства.
Мы признаем, что дети, участвующие в наших проектах, без проблем сдают аттестации в тех школах, которые их аттестуют и выдают соответствующие документы. Однако их хорошее образование не является результатом образовательной деятельности какой-то организации – это полностью заслуга самих детей, которые развиваются в наших сообществах, получая такие навыки, которые позволяют им учиться самостоятельно.
Государство не регулирует деятельность семейных школ, поэтому для нас честность и этика выступают способом регулирования деятельности. ОО стоит на страже прав прежде всего родителей, которыми мы все также являемся.
Цели и перспективы
Защита интересов
Официальное сообщество, представляющее семейные школы, имеет возможность защищать свои интересы в официальных органах власти, сокращать государственный контроль за счет саморегулирования.
Статус межрегиональной общественной организации позволяет участвовать в выработке законов и документов, важных для развития семейного образования в России. В частности, Ассоциация может способствовать признанию семейных школ одной из форм семейного образования (внести этот пункт в закон «Об образовании РФ»), чтобы не только родители-одиночки, но и группы родителей могли учить детей без обязательного лицензирования, подобно тому как это делают, например, чартерные школы в других странах.
С точки зрения членов Ассоциации, требования чиновников к работе официальных школ сегодня являются вредными и избыточными, они убивают у детей интерес и мотивацию к обучению, так как основной (практически единственной) их целью является обеспечение физической безопасности (хотя и это им не удается) в условиях содержания детей в закрытых помещениях. Эти помещения называют школами, хотя по условиям пребывания они мало чем отличаются от заведений тюремного типа.
Организационная поддержка в открытии и работе семейных школ
Ассоциация аккумулирует разнообразные рабочие схемы деятельности семейных школ. Следуя опыту других, начинающим легче понять, открывать ли им свою семейную школу и какой именно формат выбрать, учитывая особенности ситуации, в которой они находятся.
Методическая поддержка, обмен лучшими практиками
Нам важно содержание обучения, а не только организационная форма. Многие семейные школы и центры уже сейчас работают, по сути, как инновационные экспериментальные площадки, использующие новые методы и методики и их сочетания, обмениваются информацией и опытом.
Взаимная психологическая поддержка
Среди организаторов школ – первопроходцы, энтузиасты, яркие творческие личности. Синдром выгорания в таких условиях силен, здесь важна поддержка, возможность опереться на плечо единомышленников, получить обратную связь в среде тех, кто понимает твои проблемы.
Юридическая защита и консультации
Возникновение проблем лучше всего предупредить с помощью своевременных советов профессионалов. Юристы, сотрудничающие с Ассоциацией, проводят для членов ОО консультации и вебинары. Также важна возможность в любой момент задать вопрос своим коллегам. Опыт решения правовых вопросов, накопленный другими членами АСШ, помогает новичкам принимать оптимальные решения.
Консультации по работе с родителями
Специфика наших проектов такова, что подразумевает большое включение родителей в жизнь своих детей. Это влечёт за собой много разных вопросов и типовых ситуаций. Возможность использовать коллективный опыт даёт членам МОО большое преимущество.
Статус
Члены МОО получают право использовать коллективный товарный знак «Семейные школы» (наименование и логотип), а также получают сертификат школы-участника сообщества. Это дает альтернативным проектам-членам МОО определенный статус в сфере альтернативного образования и надежность в глазах потенциальных и реальных партнеров, родителей и педагогов.
Участие в мероприятиях организации
Члены Ассоциации могут участвовать во всех мероприятиях организации и создавать такие мероприятия для достижения каких-либо целей. Например, для поиска эффективных решений в организации процессов нешколы, для привлечения педагогов, родителей, учеников, обучения у авторов методик и программ, проведения собственных мастер-классов.
Миссия
Опыт семейных школ — сообществ родителей, совместно занимающихся образованием своих детей — не тиражируется. Семейная школа — это не бизнес и не школа, а союз родителей. Государство предоставило нам право — обучать детей в семье. Однако родители могут объединяться, делая такое обучение более эффективным.
Для большинства членов МОО коллективная деятельность в сфере образования детей — не просто работа, но и миссия. Нам важно быть не просто частью сообщества единомышленников, но и частью альтернативного движения, осознающего свои цели, являющегося легальным и прозрачным в правовом поле. Нам важно усиливать движение семейных школ, развивать и укреплять концепцию семейных школ, способствовать увеличению интереса к семейному (в самом широком смысле слова) образованию, повышению качества образования, развитию и популяризации его альтернативных форм, разумной интеграции альтернативного образования с государственной образовательной системой.
Как создать семейную школу?
Поиск единомышленников
Для начала достаточно найти пять-шесть семей. Многие ищут через соцсети, тематические чаты, можно попытать удачу в среде, где учится или просто бывает ваш ребенок. Среди его одноклассников и друзей вполне могут быть дети, чьи родители ищут альтернативу госшколе. Люди стали больше доверять альтернативным формам образования, и в некоторых городах с помощью одного только сарафанного радио удается собрать даже больше детей, чем планировали сами организаторы. Не лишним будет оставить информацию о себе на карте альтернативных школ, а также на портале Навигатор семейного образования, где аккумулируются сведения о таких проектах.
Поиск помещения
Наиболее распространён вариант с арендой, однако, он самый затратный, есть другие способы: договориться с одной из библиотек (они могут быть заинтересованы в таком сотрудничестве) или досуговым центром, где даже можно оформить на работу одного-двух педагогов школы. Госшколы тоже могут открыть у себя семейный класс, однако, пока мало кто из директоров получал от родителей такое предложение. В Москве есть несколько классов при обычных школах, например при ГБОУ 504 или 1321. Понятно, что многие руководители госшкол и не подозревают о такой возможности, но обычно выслушивают родителей как минимум с интересом. Визиты к директорам школ — это в любом случае полезные знакомства и кладезь ценной информации, а также возможность договориться о коллективной аттестации для ваших учеников.
Поиск педагогов
Для занятий начальной школы вам достаточно всего одного учителя. Творческие и спортивные занятия часто соглашаются проводить сами родители. Среди репетиторов встречаются замечательные преподаватели. Оставить свое объявление о поиске педагога или поиске работы можно в телеграм-чате Вакансии и резюме для альтернативных образовательных проектов
Часто прекрасных, а главное, проверенных в бою, учителей рекомендуют друг другу сами организаторы — на встречах, очных или в онлайне. Информация о таких встречах публикуется в telegram-канале “Альтернатива школе”
Многие хотели бы прийти в семейную школу, но не знают, где ее искать! Тут отлично работает сарафанное радио. А также опросы знакомых, общение среди других организаторов и мероприятия, которые вы проводите для жителей района, где расположена школа. Очень помогают районные и городские чаты. Например, вот этот. Найти единомышленников помогут и совместные мероприятия в сфере альтернативного образования: форумы, фестивали, конференции и другие.
Юридическое оформление
Не путайте семейные школы с частными. Семейной школе не нужна лицензия, чтобы работать в правовом поле, нелегальные частные школы без лицензии на основное образование – это не наш путь. Семейные школы часто работают как складчина. Для складчины не требуется оформление. Складчина не лицензируется. Когда родители и педагоги объединяются в сообщество и собирают деньги на реализацию своих личных образовательных целей, не возникает предмета для налогообложения.
Тем не менее, в развитии семейной школы наступает этап, когда она перерастает родительскую складчину и становится единственной деятельностью для организаторов. Тогда они сталкиваются с необходимостью юридически оформить свою школу, чтобы получать доход и платить налоги. Варианты юридического оформления зависят от задач и целей организаторов. Создать успешный во всех смыслах проект вполне возможно: если вы способны сами творить реальность, а не копировать других. Практика и опыт наших создателей школ доказывают это. Будьте осторожны в выборе юридических консультантов, не покупайте “франшизы”.
“Ассоциация семейных школ” также предостерегает от покупки любого из множества “курсов” или “пакетов” по созданию школ, основанных на опыте ведения образовательной деятельности без соответствующей лицензии. Нет никаких схем, гарантирующих успешность семейной школы, это зависит от многих факторов и каждом случае индивидуально.
Семейные школы не масштабируются. Но если уж вам непременно хочется что-то поизучать, присмотритесь к курсу Школа для нешкол. Он основан на успешном опыте практиков и дает базовую информацию, важную для начала работы. Также источником ценной информации на эту тему является наше закрытое сообщество “Создатели альтернативных школ”. Войти туда может любой руководитель/педагог любой неформальной школы, не будучи членом Ассоциации. Здесь вы получаете ответы от целой группы более опытных своих коллег. Все, что от вас требуется – это быть таким же щедрым, отвечая другим. Это и есть взаимная поддержка, благодаря которой сегодня расцвели многие цветы семейных школ.