10 лет в альтернативных школах: да, так можно было…
Опыт СО
В этом году, наконец, свершилось: дочь закончила школу. Набрала высокие баллы на ЕГЭ, но российским вузам предпочла новую школу – в Америке. Про Америку – разговор отдельный, а пока я вспоминаю.
В прошлом учебном году она училась заочно в 11 классе и еще ходила в семейную школу «Ирис» два раза в неделю…
Нет, к ЕГЭ она готовилась дома.
В “Ирисе” она учила семиклашек русскому языку. И удивлялась, что у них так мало русского. Она бы хотела больше, ведь практически все темы седьмого класса есть в ОГЭ.
А я вспоминала, как все начиналось… восемь лет назад, в том же самом «Ирисе»…
Тогда еще не было даже этого названия. Просто в один прекрасный день мы взяли медицинские справки (чтобы прогуливать на законном основании) и отвели детей на занятия в досуговый центр. Это были занятия по той же самой школьной программе, однако это были совсем другие занятия…
Каждый день мы спрашивали детей: «Какие уроки были?» И каждый день они отвечали: «Уроков не было». «А чем занимались?» «Играли».
Уже через две недели всем стало очевидно, что назад дороги нет. Только сумасшедший способен вернуться вот к этому: дурацким правилам, бессмысленным ранним подъемам, демотивирующей скуке и абсурдным заданиям на дом. И все мы принесли в школу заявления о переходе на СО.
У меня осталось несколько записей – напоминаний о прошлой прекрасной жизни.
30 сентября 2013 года
Свершилось! Наши третьеклашки перешли в другую госшколу! Даже в две разные школы, обе лояльные к семейному обучению. На родительском собрании наш главный педагог и организатор Лена Свитова рассказала, как она покупала для нашей школы кучу игр в книжном магазине.
«Это для садика так много берете?» — спросила ее продавщица.
«Нет, для школы», — ответила Лена.
«Разве в школе дети играют?» — спросила продавщица.
«А что же еще делать в школе!» — ответила Лена.
30 октября 2013 года.
Сегодня наши третьеклассники сдали первую аттестацию за весь учебный год – по физкультуре. На отлично. За что отдельное спасибо нашему ирисовскому инструктору по йоге Лене Банковой. Аттестующий педагог сказала, что дети прекрасно подготовлены и все схватывают на лету.
Если бы мне в прошлом году сказали, что ТАК МОЖНО – не поверила бы! А ведь дети не изменились. В прошлом году они были подготовлены ничуть не хуже, а нормативы во втором классе для них были ниже.
А вот школа, да, изменилась.
Точнее, поменялась.
В бывшей школе физкультурница не утруждала себя внятными объяснениями того, где девочкам следует стоять и куда бежать. Вела она себя с детьми, с моей точки зрения, довольно грубо и некорректно, что в лицее 1158 приравнивалось к слову «строгая».
Но, оказывается, бывает и по-другому. Оказывается, можно оценивать учеников, радуясь их успехам вместе с нами, родителями. А при этом учить их, объясняя понятно и указывать на ошибки, не унижая. Теперь оценка детей, наконец-то, адекватна их спортивным достижениям, а не отражает психологические проблемы лица, их оценивающего.
Правда, второй маме, присутствовавшей на аттестации, учительница наша все же показалась строгой. Однако в данном случае слово «строгая», скорее, означало просто «не такая, как учителя в любимом «Ирисе».
Жизнь – она ведь познается в сравнении!
10 февраля 2014 года.
Каждое утро, примерно часов в семь-восемь, я выхожу на балкон, чтобы поздороваться с наступающим днем. Вижу глубокую ночь и горящие окна школ и детских садов. Когда-то меня тоже выталкивали из дома в ночь — так делали все, других вариантов не было.
Кошмар этих бессмысленных ранних подъемов – одно из самых ярких впечатлений детства. (Правда, мне все-таки повезло больше, потому что часов тогда не переводили, мы жили в своем часовом поясе, а не на два часа раньше). Тут я обычно вспоминаю, что моя дочь спит, и, прямо с балкона, посылаю благодарность благословенной многовариантной Вселенной и всем тем, кто имеет мужество воплощать в жизнь свои мечты — в частности, тем, кто сделал реальной нашу чудесную маленькую школу, ее организаторам, учителям, родителям и детям. И себе, конечно!
Детей у нас теперь стало очень много — больше 20 человек. Старшие сейчас готовятся к школьной аттестации по окружающему миру за весь третий класс: делают проект про путешествия. (Мы с ребенком выбрали Финляндию, где катались на горных лыжах, нашли столько интересного про эту страну, что я в нее просто заново влюбилась — решили, обязательно туда поедем еще раз).
Больше стало математики, самой разной, с разными педагогами. К нам пришел психолог: 20 человек — это не шесть, эффективному взаимодействию тоже надо учиться, что для обычных школ совершенно запредельная роскошь. Хотя, осмелюсь заметить, это поважнее любых активно изучаемых в школах предметов. Недавно пришел и биолог-эколог — больше стало естествознания.
А еще у нас есть прогулки! В общем, мечты сбываются, а жизнь прекрасна. Скоро аттестации — но нет уже того страха и волнения, которые мешали нам в прошлом году, в бывшей школе. Теперь, задним числом, я понимаю, что там педагоги оценивали больше себя, чем наших детей, а поскольку себя они не очень любили и не полностью принимали, то и внимание обращали в первую очередь на то, что меньше получалось. Они так боялись оценить ребенка, выше, чем он заслуживает! Этому они и учили — СТРАХУ.
Вот почему так важно, чтобы учителя были внутренне уверенными. Свободными. Самостоятельными. Независимыми. Личностями. Поскольку теперь у детей так и есть, они не боятся оценивания, ведь плохих результатов не бывает. Им просто интересно попробовать в очередной раз свои силы.
25 апреля 2014 года.
Вчера, собираясь в школу, дочь переживала: у нее вдохновение для словесности (ну нет у нас никакого чтения и русского языка), а первое занятие по математике. В итоге она до начала математики настрочила часть рассказа для своей книги, а потом поняла, что рискует пропустить что-то очень интересное: ведь на математике они ели дроби! Целый килограмм яблок изрезали, превращая их в дробные числа. Так наелись, что думали, обед в животах не поместится. Но обед оказался вкусный, так что, поместился.
28 мая 2014 года.
Последний учебный день в «Ирисе». Выпускной. Никаких выступлений, конкурсов, речей, ничего такого, что бывает обычно в школе перед летними каникулами. Сегодня учились родители, а учили их — дети. В отличие от обычных школ с их дневниками и расписанием, в «Ирисе» есть маршрутные листы, где проставлены занятия, которые необходимо посетить, все-все, от математики до рисования. Вот такие листы получили сегодня родители — и чего только там не было! Чистописание, химия, английский, рукоделие, словесность, психология, танцы, даже квиллинг. Учиться родителям понравилось. И хотя разрешалось «растянуть удовольствие» и взять домашнюю работу, мамы, папы и даже один дедушка предпочли сделать задания сразу — как собственно, и дети.
Вообще в последние дни было очень много прогулок и экскурсий, школа практически освоила формат «на свежем воздухе». На окружающем мире искали клад, прошлись по экологической тропе в Битцевском лесу и поняли, что на нашем уровне познания окружающего мира гораздо интереснее самим проводить экскурсии. И главное, уже по силам: наш третьеклассник Андрей назвал всех птиц, обитающих в Битце, и готов был рассказать о каждой — жаль, экскурсовод не позволил, экскурсоводу и самому хотелось поговорить.
Был даже поход с ночевкой в лесу, а еще — «Бегущий город», где наша маленькая команда на самокатах прошла 27 км за 12 часов в категории «Химеры-лайт».
Да, я тоже не знала, что такое «Бегущий город» и вообще зачем детям городское ориентирование. Мы созрели до мастер-классов и до проектов — настоящих, таких как в книге «Хочу в школу», а не таких, которые в лицее 1158 — который я все никак не могу забыть, хотя давно пора бы — ученикам делали родители.
В конце мая мы обнаружили, что существование нашей семейной мини-школы находится под угрозой из-за весьма прозаических причин: из-за малого количества детей в классе денег не хватает на оплату труда педагогов и аренду помещения. Нельзя сказать, что эту проблему мы полностью решили, однако в расписании на следующий учебный год много нового и заманчивого. Кроме основных предметов, где мы, основываясь на результатах прошлого года, решили сделать упор на математику, будем продолжать учить детей финансовой грамотности и основам экономики, биологии, химии. Благо огромное количество времени, которые в школах тратят «на дисциплину», читай, нравоучения и выговоры, хочется проводить весело и с пользой.
И знаете что? Я уже не готова звать к нам всех, призывать объединяться и присоединяться. И не вижу смысла доказывать, что “Ирис” лучше обычной частной или тем паче госшколы.
Это просто настолько ИНАЧЕ, что не для всех.
2016 год. Семейной школе почти 2 года. 4 класса. Двадцать детей.
Чему будем учить в следующем учебном году? И, что еще важнее, как?
В обычном образовательном учреждении все очень просто. Поскольку нет задачи сделать учебный процесс интересным, то и не возникает проблем с теми, кого заинтересовать не удалось. Все должны сидеть тихо и неподвижно. Умение добиться этого – главный критерий профессионализма в современной российской школе.
В альтернативном ее варианте, подобном нашему, завладеть вниманием легче – детей никак не 30, а максимум 8. Но вот, к примеру, идет некий учебный процесс – разрешать ли уходить тем, кому скучно? А если разрешать, то куда, с какой целью и на сколько? А если не разрешать, то какую предложить альтернативу, чтобы скучающий не мешал другим? Сотни «мелочей», из которых складывается день в нестандартной школе – и о каждой детали мы можем спорить.
За последние десятилетия разительно изменилась реальность, полностью трансформировался окружающий мир. Тогда как образовательные программы не изменились совсем. Детей сегодня учат тому, что было актуально для их бабушек и дедушек полвека назад. Разве нужны еще какие-то доказательства полного и окончательного фиаско современного образования?
Потребность в информации в наш стремительный век сравнима с потребностью в еде. Образно говоря, в обычной школе кормят насильно, некачественной, невкусной, плохо приготовленной пищей.
Мы выбираем между питанием по меню и шведским столом. Обучать по программе РФ – максимально творчески и интересно? Или просто растить, предоставив максимальный выбор во всем, от изучаемых предметов до самого расписания?
Раньше подобные слишком смелые планы и намерения находились под дамокловым мечом аттестаций, но с 1 сентября и эта проблема у нас решена. Вы не поверите, благодаря договоренности со «Международной школой завтрашнего дня», отечественная система образования окончательно утратила возможность несколько раз в год устраивать вынос мозга нашим детям и нашим родителям. Отныне все аттестации мы сдаем у себя, со своими учителями, а школе, где дети числятся на заочном обучении, предоставляем сканы письменных работ.
Опять таки, чем больше границ и рамок, тем ближе к стандартной школе и стандартному обучению, пусть даже по мега-расширенной программе. Чем больше свободы — дальше от обучения вообще. Цель – не обучать, а помогать самоопределению, пробуждать индивидуальность, учить достижению, самопознанию, самоорганизации, самодостаточности, личной эффективности. Человек, который точно знает, чего лично он хочет от жизни, всегда сможет этого достичь. И в этом смысле нам не слишком важно ЧТО будут изучать наши дети, несоизмеримо важнее, КАК и с КЕМ они будут это делать.
Вот только, чтобы дать ребенку инструменты для самопознания и реализации (которых нет в школьной системе, построенной на принуждении и подавлении) родителям сегодня приходится искать в себе мужество самим рвануть за флажки. А это нелегко сделать в обществе, где насилие над личностью (пусть даже совсем еще юной) воспринимается как нечто разумное и обязательное. И даже считается воспитанием.
И вот, позади восемь лет. У всех сложилось по-разному. Но те, кто, как и мы, выбрал тогда свободу, все эти годы были неприлично, вопиюще и непростительно счастливы!
Однако, самое прекрасное время – это то, что происходит с нами СЕЙЧАС.