Ассоциация семейных школ: кого мы объединяем?
Стало много попыток объединить образовательные организации: все объединяют бизнесы и помогают бизнесам.
Но уже есть вообще-то “Ассоциация частных школ” и там все отлично.
Попытки объединить тех, кто хочет стать частной школой, но им тупо не хватает денег, я не считаю достойной задачей.
Вот сейчас очередную Ассоциацию некоммерческих образовательных организаций делает Любовь Духанина. Они там даже готовят поправки, чтобы легче было получить вожделенную лицензию.
Мне одно непонятно: вроде бы Духаниной проще было бы эту цель воплощать в роли зам. Председателя комитета Госдумы по образованию. Или людей на этой должности реальные проблемы образования не волнуют, у них более важные задачи? А теперь она вроде как может себе позволить? Должность больше не мешает?
Ну и хорошо, пусть больше будет разных школ, только, пожалуйста, давайте уже не путать нелегальные частные школы со школами семейными.
Семейные школы и так полностью в легальном поле: они не учат, а создают среду, обеспечивают присмотр, помогают готовиться к аттестациям в настоящих частных школах. Не декларируют, а на самом деле делают именно это. И пользуются они при этом в основном негрифованными учебниками, причем, не из принципа. А потому что среди одобренных к печати в хорошо всем известном издательстве учебников хороших – почти нет. А если занимаются дополнительным образованием, то у них есть лицензия именно на это. И они не прикрывают ею основную образовательную деятельность по одобренным программам и грифованным учебникам. Это действительно “занимательная математика” и “веселый русский”.
Другой вопрос, что так и должно быть во всех школах, чтобы учиться было интересно и у детей появлялось желание знать больше и погружаться в школьные предметы глубже. Но это не наша вина, что в системе все устроено ровно наоборот. Копировать такую систему – это абсурд.
А то я в некоторых анкетах школ на сайте читаю: наши недостатки – отсутствие лицензии. Серьезно? Это недостаток?
Так в этом смысле можно счесть недостатком и отсутствие оценок. И занятия по выбору ребенка и прочие атрибуты свободных школ.
А давайте, может, сначала поменяем систему? Вот эту, основанную на социально одобряемом унижении под видом оценивания, с обязательной дрессировкой исполнительности и покорности. Для чего, видимо, и нужны зубодробительные учебники с сомнительным содержимым. Иначе почему других Минпрос не одобряет? (Мы знаем, конечно, почему не одобряет, это вопрос риторический).
Давайте систему поменяем, а потом подумаем, как получить лицензию и одобрение от Минпроса.
Или скажете, мол, от нас это не зависит?
А кто же сейчас создает уникальные образовательные пространства? Создатели семейных школ УЖЕ меняют систему образования внутри своих сообществ, каждый по-своему.
Именно ОНИ уже сейчас создают будущее образования. А не те, кто копирует устройство традиционных школ да еще смиренно просит дать ему на это разрешение.
И еще одна маленькая деталь…
Помните метафору Высоцкого про флажки?
Волк не может нарушить традиций —
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!..
…Наши ноги и челюсти быстры —
Почему же — вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?!
Абсолютно все новаторы и создатели нового образования – за флажками. Не бывает иначе. Это закон развития сложных систем: чтобы система развивалась, нужно вывести условия её существования за установленные границы.
И в этом смысле все семейные школы – новаторы. Настоящие семейные школы совершенно явно опережают свое время. Понятно, что первопроходцев, способных рвануть за флажки, никогда не будет много. Но мы объединяем именно их, а не тех, кто хочет создать частный бизнес на образовании.
“Ассоциация семейных школ” объединяет тех, кто реально делает детей счастливыми и образованными. Можно ли на коворкингах, присмотре и доп. образовании сделать успешный бизнес, называя при этом вещи своими именами? Да, разумеется.
Конечно, он не станет массовым. Чартерные, иначе говоря, родительские школы – это реальность более развитых стран, чем наша. Там это социальный бизнес, который решает важные общественные задачи и государство поэтому его всячески поддерживает, в первую очередь финансово.
Мы пока что решаем эти важнейшие социальные и государственные задачи за счет родителей, которые, забрав детей из госшкол, даже не получают предназначенные лично им деньги, деньги, заранее заложенные в бюджеты на обучение каждого ребенка школьного возраста. Поэтому семейные школы не всем доступны и именно это мы рассчитываем исправить силами Ассоциации и тех, кто заинтересован в образовании всех детей, независимо от доходов и статуса их родителей.