Жоховские школы: вопросов больше, чем ответов
В Клубе семейных школ мы обсуждали систему обучения Жохова. О том, как развивается проект сети Жоховских школ нам рассказал один из его организаторов Игорь Кучма. Одним из результатов нашего разговора стала статья Нины Ивановой на сайте «Семейное образование».
Всем нам хочется верить в чудеса, особенно когда речь идет о судьбах наших детей. Ведь мы так мечтаем о том, чтобы они росли счастливыми, образованными, успешными! Ну а когда возникает спрос, обязательно появляется соответствующее предложение. Образовательная сфера не исключение, тем более что система массового образования становится все менее эффективной несмотря на попытки ее реформировать. Неудивительно, что в этих условиях растет количество новаторских образовательных методик. Авторство одной из них принадлежит заслуженному учителю РФ Владимиру Жохову. В нескольких городах и поселках нашей страны организованы классы начальной школы, работающие по его методике. Средства массовой информации не скупятся на хвалебные отзывы, рассказывая, что в этих классах ученики в уме решают уравнения, сами составляют задачи и даже поют на уроках математики, а самое главное – легко обгоняют стандартную образовательную программу.
Нина Иванова, специальный корреспондент сайта «Семейное образование»
Всем нам хочется верить в чудеса, особенно когда речь идет о судьбах наших детей. Ведь мы так мечтаем о том, чтобы они росли счастливыми, образованными, успешными! Ну а когда возникает спрос, обязательно появляется соответствующее предложение. Образовательная сфера не исключение, тем более что система массового образования становится все менее эффективной несмотря на все попытки ее реформировать.
Неудивительно, что в этих условиях растет количество новаторских образовательных методик. Авторство одной из них принадлежит заслуженному учителю РФ Владимиру Жохову. В нескольких городах и поселках нашей страны организованы классы начальной школы, работающие по его методике. Средства массовой информации не скупятся на хвалебные отзывы, рассказывая, что в этих классах ученики в уме решают уравнения, сами составляют задачи и даже поют на уроках математики, а самое главное – легко обгоняют стандартную образовательную программу.
Сторонники этой необычной методики (впрочем, сами они предпочитают называть ее технологией) активно и энергично агитируют родителей будущих первоклашек, призывая вливаться в свои ряды и уверяя, что это их шанс отдать ребенка в лучшую школу и обеспечить его счастливое и успешное школьное будущее. При этом сами родители вовсе не обязаны включаться в образовательный процесс. Больше того: делать вместе с ребенком уроки им запрещается. Это ли не идеальный вариант: «сдаешь» ребенка в школу практически на весь день, не прикладываешь никаких усилий, а «на выходе» получаешь юного эрудита, усвоившего огромный объем знаний и овладевшего множеством важных компетенций!
Да и от детей, как выясняется, не требуется ничего сверхъестественного: ни жесткой дисциплины, ни штудирования учебников, ни изнурительной зубрежки. «Ребенок дает правильный ответ, который возникает у него, как по волшебству», – говорит В.И. Жохов в сюжете центрального телеканала, комментируя урок математики в классе, практикующем его методику.
О, да! Волшебство – это по-нашему!
Впрочем, даже самые наивные и легковерные люди нуждаются в том, чтобы механизм этого «волшебства» был объяснен. К сожалению, на официальной странице «Система Жохова» в интернете нет достаточно четких объяснений на этот счет. Ведь не принимать же, в самом деле, за какую-то принципиальную инновацию утверждение, что «методическая система В.И. Жохова «УниК» основана на принципах природосообразности и здоровьесбережения»? Ведь тот же принцип природосообразности вовсю использовался в педагогике еще в восемнадцатом веке…
* * *
Чтобы внести ясность в споры, существующие вокруг методики Жохова, а также дать о ней более полную информацию родителям и педагогам, которые интересуются перспективами альтернативного образования, 18 октября в Клубе семейных школ в лицее «На Пресне» состоялась встреча с одним из организаторов проекта сети Жоховских школ Игорем Кучмой. Вел эту встречу руководитель проекта «Свободное развитие» Игорь Чапковский. Сначала он предоставил слово И. Кучме, а потом дал возможность высказаться и задать вопросы другим участникам этой беседы, среди которых было немало родителей, чьи дети учатся в жоховских классах.
По словам И. Кучмы, технология обучения по Жохову сориентирована на то, чтобы дать каждому ребенку возможность реализовать весь потенциал, заложенный в нем от природы, и при этом не ставить его в те жесткие ограничительные рамки, которые существуют в традиционной школе. Из-за них значительно уменьшается двигательная активность, в которой нуждаются дети, особенно мальчики. «Низкая двигательная активность растущего организма приводит к ухудшению здоровья, а постоянные учебные перегрузки вызывают истощение нервной системы школьников», – подчеркнул И. Кучма. Чтобы этого избежать, в школе Жохова были изменены стиль и приемы педагогического общения ученика и учителя; алгоритм обучения детей чтению; приемы обучения технике письма; «архитектура» урока: обычный «линейный» урок заменяется уроком со сложной «многоэтажной» структурой, когда за время урока несколько раз сменяются виды активности детей. Кроме того, на занятиях нет муштры и строгих запретов: «попросись выйти в туалет, не вставай без разрешения, сиди смирно, не верти головой». Ученики по собственному желанию передвигаются по классу, могут в любой момент подбежать к учителю, чтобы обсудить решение задачи.
Кстати, именно проблема дисциплины на уроках вызвала больше всего сомнений и вопросов участников встречи. Разъяснений на этот счет просили и те, кто только приглядывается к классам Жохова, и те, кто уже учит своих детей по этой методике. Честно сказать, объяснения И. Кучмы на этот счет звучали не очень убедительно. Он настаивал на том, что уже в первые недели учебы в классе происходит некая саморегуляция, дети дисциплинируются естественным, природным образом – интересным и захватывающим процессом познания.
Второй столь же важный вопрос, который задавали участники встречи, – о механизмах, позволяющих достигать высоких академических результатов. По заверениям И. Кучмы, он достигается за счет того, что в рамках методики Жохова разработана совокупность упражнений, которые основаны на результатах современных психофизиологических исследований. Эти упражнения способствуют равномерному развитию всех участков коры головного мозга, прежде всего – правого полушария. При этом также используются логопедические элементы, приемы для расслабления и тренировки зрения, слуха, голоса, легких, осязания, опорно-двигательного аппарата.
И. Кучма сказал: «При создании методической системы было учтено, что для развития тех или иных качеств ребенка важен возраст, время года и даже время суток. Исследования и систематические наблюдения показали, что наиболее эффективный период раскрытия способностей детского мозга, а именно лобных долей, с 5 до 6,5 года. Далее активный период развития продолжается до 11-12 лет, но уже не так эффективен для максимального раскрытия потенциальных возможностей мозга. Поэтому по методике можно в первый класс брать детишек с 5 лет 3 месяцев (чтобы им исполнилось 6 лет до окончания первого класса). При этом классы могут быть разновозрастными (от 5,3 до 7,5 года). Это не только не мешает, а наоборот, помогает развитию как ребят постарше, так и малышей».
Не все слушатели готовы были согласиться с этим, опасаясь, что такая большая возрастная разница, различный уровень подготовки первоклассников и всевозможные поведенческие привычки (не секрет, что некоторые дети могут быть агрессивными по отношению к сверстникам) будут мешать усвоению знаний. Однако И. Кучма вновь заговорил о саморегуляции, утверждая, что ее помощью все подобные противоречия могут быть очень быстро сглажены. Правда, звучало это не очень убедительно. Как справедливо заметил И. Чапковский, при таком подходе к обучению очень легко стать «заложником матрицы» и нет возможности индивидуального подхода к обучению, который высоко ценят сторонники семейного образования.
Роль учителя в системе Жохова, особенности подбора и подготовки педагогов –еще одна тема, которая интересовала собравшихся. Отвечая на вопрос одной из собеседниц о том, каковы критерии отбора учителей, И. Кучма ответил, что в жоховские классы преподаватели находятся сами, и даже педобразование им иметь необязательно. Главное – любить детей и хотеть работать по предлагаемой системе. Для подготовки учителя в Жоховский класс достаточно всего… трех дней, в течение которых происходит преодоление шаблонов школьного поведения. А дальше учитель действует, как режиссер, осуществляющий сценарий, предлагаемый ему на экране. Именно так – посредством видеозаписей, разработанных Жоховым для каждого занятия, детям транслируются знания. При этом И. Кучма не согласился со словами слушательницы, назвавшей такого учителя марионеткой. Он объяснил, что методика Жохова содержит смысловую и количественную составляющие. Смысловая должна оставаться неизменной, а количественная может варьироваться учителем. «А если учитель заболеет?» – спросили из зала. Прозвучал ответ: «Такого быть не может. А если все-таки случается, то класс на время болезни учителя уходит на каникулы. Учительница, как и мама, должна быть одна!»
Спрашивали И. Кучму и о том, какая роль в образовательном процессе отводится родителям. «Действительно, мы просим родителей не вмешиваться дальше контроля за тем, сел ли ребенок выполнять задание. Причины – в том, что они, скорее всего, будут предлагать детям такие способы решения задач, которые идут вразрез с технологией Жохова. Все эти особенности мы объясняем родителям на двухнедельных семинарах, которые проводятся в начале учебного года».
И. Кучме был задан вопрос и по поводу системы оценок в классах Жохова. «Оценки нам не нужны, для нас важны рейтинги, поскольку в них учитывается активность детей, а это самое главное, – ответил И. Кучма. – К традиционной системе оценок мы не привязаны, у нас введена десятибалльная система».
Некоторые участники беседы просили И. Кучму уточнить юридический статус обсуждаемой методики, в частности, имеет ли она официальную рекомендацию Министерства образования. Как сказал И. Кучма, такой рекомендации у технологии Жохова нет. Тем не менее, сторонники методики не считают это препятствием, ссылаясь на ФГОС, где написано, что учитель имеет право выбирать ту технологию, которая ведет к образовательному результату. На этом основании они призывают родителей бороться за то, чтобы в общеобразовательных школах открывались классы, работающие по методике Жохова.
«Какие перспективы получения образования у детей, окончивших начальную школу по методике Жохова?» – поинтересовались родители. По мнению И. Кучмы, в среднем и старшем звене для таких детей нужна очень сильная школа или домашнее образование. Либо детский коллектив переходит в пятый класс в полном составе, и тогда педагогам приходится ориентироваться на общий высокий уровень знаний детей.
Какое же впечатление осталось у участников встреч, организованной «Клубом семейных школ?»
Ксения Фридрих, один из создателей «Клуба семейных школ: «Я общаюсь со многими родителями, которые спрашивают про эту систему обучения. Я была очень поверхностно знакома с ней, и было желание послушать человека, который организовал школу, работающую по этой системе. У меня, как у организатора учебного процесса, было много вопросов. В целом я получила на них ответы, но осталось еще немало невыясненного, но я думаю, что в рамках данной встречи это было просто невозможно, надо встречаться лично и разговаривать. Многое из того, о чем рассказал И. Кучма, мы практикуем сами, выбирая такие подходы к обучению на интуитивном уровне, не зная этой методики. При этом я думаю, что детям необходимо предоставлять свободу, но все-таки делать это надо дозированно. Потому что я столкнулась с тем, что в детском коллективе все равно возникают конфликты, и их нужно решать. И если нет учителя, который мог бы их решить, то они не исчерпываются, а только нагнетаются. Так что вопрос дисциплины в жоховских классах был для меня основным, и он так и остался открытым. Тем более что сейчас я поговорила с мамой ребенка, который ходит в такой класс, и она подтвердила, что дисциплина у них – основная проблема, многие родители из-за этого забрали своих детей».
Лара Покровская, практик семейного образования: «Меня заинтересовали споры, которые происходят в интернете вокруг этой методики. Жоховцы очень активны, но конкретной информации не дают. Занимаясь семейным образованием, я знаю, что вокруг него создается очень много мифов, не соответствующих действительности. Поэтому допускаю, что то же может происходить и с системой Жохова. И вот пришла на эту встречу в надежде, что мифы будут развеяны, все вопросы получат конкретные ответы. Шла сюда с таким впечатлением, что все это в чем-то похоже на секту – из-за того, что нигде нет конкретных сведений. С таким же ощущением я и ухожу. Мне не очень понятно, почему это такая «система в себе», как же все-таки будут достигаться обещанные академические успехи и почему нельзя со стороны прийти и посмотреть на эти занятия, чтобы составить свое впечатление. Хочется какой-то большей открытости, я ее не получила».
И.М. Чапковский подытожил увиденное и услышанное так: «Сегодня я убедился в том, что эта система в принципе не подходит для семейного образования, так как она ставит над родителем некую матрицу, в соответствии с которой ему предлагается взаимодействовать с ребенком. Фактически это отказ от свободы выбора и от своего родительского достоинства. Родительской любви остается место только при вмешательстве в вопросы дисциплины, а что касается предоставленного законом права родителей на выбор способов обучения, а также индивидуализации обучения – все это жоховская система отвергает. На мой взгляд, она имеет сходство с разработками педагогов-новаторов, которые пытались оживить классно-урочную систему, видя, что она свою задачу выполнила и начинает деградировать. Они надеялись вдохнуть в нее новую жизнь, используя современные научные достижения, в частности, в физиологии, что, на мой взгляд, вряд ли возможно применить на практике. Поэтому таких педагогов-новаторов я назвал бы педагогами-реаниматорами, так как они пытаются действовать в рамках уже отжившей системы. К сожалению, все методики педагогов-новаторов, как правило, заканчиваются вместе с ними, поскольку держатся исключительно на харизматичности их ярких личностей. Наверное, В.И. Жохов тоже это чувствует, поэтому предпринимает попытку передать пошаговые видеоинструкции для каждого занятия. За подобными попытками стоит научное высокомерие и желание поставить себя выше родителей. Классно-урочная система была принята в условиях, когда родители были преимущественно неграмотными. А сейчас все взрослые в нашем обществе грамотные, и если они имеют желание, если образование ребенка для них – главный капитал в жизни, то они могут обеспечить его самостоятельно, безо всяких жестких методик».
22 октября 2015 г.
Лучше послушать и самого идеолога Жохова, чем одного из организаторов. Насчёт чудес — их на свете всё же не бывает.И новое не обязательно бывает лучше старого. В философском плане это отражается в том, что развитие, смена старого на новое не всегда бывает прогрессивным, бывает и регрессивным. http://svjatogor.livejournal.com/55844.html Это материалы с недавнего декабрьского семинара. Критический взгляд на любую систему образования не помешает.
Дело не в том чего хотят родители, а что они делают для реализации своего желания. Если они реально способны дать знания то — это великолепно, но встречается крайне редко. В системе Жохова знания закачиваются в нужное время, когда организм восприимчив. И когда придет время осознанности то ими можно воспользоваться или нет, но это возможность. Для примера обучения музыке. Даже если во взрослой жизни этим навыком не пользоваться, то мозг все равно восприимчив к звукам в более широком диапазоне.