Школа в телевизоре
Преимущества дистанционного обучения все более очевидны. Даже те, кто и не помышлял о семейном образовании, не найдя ни одной подходящей очной школы, начинают присматриваться к онлайн-формату.
Родители, ориентированные на традиционные формы образования, наконец, нашли желанную альтернативу: ребенок учится в комфортных условиях, под контролем, с периодическим оцениванием, при этом у хороших педагогов. По крайней мере, у таких педагогов, которые умеют внятно и даже интересно объяснять.
Действительно, для большинства детей такой этот вариант намного лучше, чем государственная школа: они высыпаются, нормально питаются, несравнимо меньше, чем обычные школьники, болеют, у них нет необходимости часами сидеть неподвижно, их не унижают и т.д. Плюсов много. Но я хочу поговорить о минусах.
Минусы онлайн-школ
За девять лет мы с дочерью использовали все возможные варианты обучения, все формы и виды образования. Обучение в стандартных онлайн-школах нам не подошло.
Оказалось, это невыносимо скучно – воспринимать информацию, которую тебе навязали. Понятно, что информация эта диктуется ФГОС, а не личными потребностями ребенка. Но вот форма подачи в онлайн формате практически не может быть интересной, если нет обратной связи, нет контакта с учителем, элементов диалога, игры, экшена, нет позитивных эмоций.
Обычно в ответ на это организаторы онлайн-курсов мне отвечают, что обратная связь у них есть: на всех занятиях можно писать свои вопросы и педагог на них отвечает. То есть, они совсем не понимают разницы между письменным и устным общением. И игнорируют тот факт, что большинство смотрят уроки в записи или сразу покупают записи.
Я понимаю, что родители выбирают онлайн-школы, как наиболее бюджетный вариант. Однако в интернете есть множество абсолютно бесплатных онлайн занятий, качественных и интересных настолько, насколько это в принципе возможно в таком формате. Таких, например, как популярный на СО видеокурс по физике https://www.youtube.com/user/pvictor54/videos
Но родители предпочитают платить. Потому что платят они вовсе не за занятия. Они платят за контроль. Их вполне устраивает школа в роли надсмотрщика. Такие родители уже потеряли надежду на обучающие функции госшкол, но все еще не в силах отказаться от привычного подхода к образованию. От представления, что ребенок это – сосуд, который надо чем-то наполнить. Чем, неважно. Чиновники (разработчики ФГОС) лучше знают.
Хотя, когда читаешь одобренные Минобром учебники, особенно для средней и старшей школы, то понимаешь, что неодобренные – в целом гораздо лучше, несопоставимо понятнее и интереснее. Но это отдельная тема.
Для тех, кому важна мотивация
Честно говоря, я тоже всегда искала варианты сэкономить. И периодически подсовывала дочери разные онлайн-школы, но она твердо отказывалась от разнообразных вариантов школы в телевизоре.
Много лет мы искали хорошие онлайн занятия. Они есть, но найти их непросто, потому что они мало востребованы. Их редко выбирают по двум причинам:
- такие занятия никогда не будут дешевы
- они актуальны только для тех родителей, которым мотивация и интерес ребенка важнее, чем контроль и оценивание.
Кроме обязательной интерактивности, они привлекают нас, прежде всего, высоким уровнем преподавания. Ведь возможности выбора педагогов в таких случаях вообще не ограничены расстояниями: любимый педагог дочери живет в Санкт-Петербурге, а недавно она начала подготовку к ЕГЭ по алгебре с очень хорошим молодым преподавателем из Краснодара.
Такие занятия увлекательнее за счет использования и возможностей группы. И, конечно, они стоят дешевле, чем индивидуальный репетитор. Кроме того, интерактив позволяет применять самые современные методики.
К примеру, я фанат методики Ольги Соболевой, которая позволяет ученикам осваивать сложнейшие темы русского языка не просто с интересом, а с большим удовольствием. Школьная программа по русскому языку не только избыточна, но и рассчитана на тех, кто хотел бы сделать лингвистику профессией. Но методика Соболевой позволяет даже столь очевидный минус программы обратить в достоинство. Она способна влюбить в лингвистику даже технарей. И если бы не дистанционная школа Ольги Соболевой, моя дочь, возможно, так и не выучила бы русский. Во всяком случае, до седьмого класса она его толком и не учила. Я до сих пор считаю, что лучше вообще не заниматься с ребенком русским языком, чем насиловать его этим предметом.
Зато потом всего двух лет занятий два раза в неделю по 45 минут хватило ей, чтобы сдать ОГЭ русскому на отлично (одного балла не хватило ей до максимума). То есть, она сдала русский после обучения всего лишь в 7 и 8 классе, минуя девятый, такой уровень опережения был задан у них на занятиях. Моя дочь не обладает никакими особыми способностями, русский – далеко не самый любимый ее предмет, но она грамотно пишет. Вот ради такого уровня занятий стоит учиться в онлайн-школах. Еще одна уникальная возможность школы Соболевой: здесь можно не только учить, но и «сдавать» русский язык, обучаясь очно или заочно в любой другой школе. Оценку по русскому занесут в личное дело на основании документа, который выдаст Международная школа завтрашнего дня (International Moscow school of Tomorrow): «Международная школа русского языка Ольги Соболевой» /https://distant.isotm.ru/about-us/ работает в структуре МШЗД – как альтернативное методическое направление в области «Филология». При этом учат здесь не только русскому языку и литературе: математическая составляющая тоже присутствует, и весьма необычная. Кстати, многие ребята, изучающие русский и литературу в «Школе Ольги Соболевой», по остальным предметам выбирают обучение на заочном отделении МШЗД, предполагающее участие в интернет-уроках.
Репетитор, но дешевле
Еще один формат, который набирает популярность – это качественное репетиторство, которое обходится немного дешевле, чем обычно. Пример такого онлайн-проекта – «Физмат. Школа по математике». https://fizmat.dreamstudy.ru/
Они декларируют, что умеют измерять знания, но, я считаю, их сильная сторона не в этом, а в том, что они снимают с родителей головную боль по подбору преподавателя. Их учителя – молодые ребята, которые и без всяких коммуникативных технологий (которые тоже обещаны) легко находят общий язык с учениками просто из-за схожести возрастных интересов. Их преимущество и в том, что они активно и с радостью откликаются на запросы родителей. Не хотите ПК, пожалуйста, мы готовы заниматься через айпад или тот гаджет, который ребенок использует. Это, безусловно, и живое общение, и высокая адаптивность и обожаемая нами интерактивность. Есть существенный минус: да, это дешевле, чем репетитор, но все-таки дорого для родителей, у которых государство упорно отбирает деньги, предназначенные для обучения их детей.
Сделать такую школу еще дешевле – вполне по силам родителям и для этого совсем не обязательно платить за платформу типа «дримстади». Для этого используется опыт семейных школ, а именно – любимая нами складчина. Например, мне нужно подготовить ребенка к сдаче профильного ЕГЭ по математике и у меня есть прекрасный педагог. Мне осталось лишь найти только компанию, пять-шесть таких же десятиклассников, не обремененных занятиями в госшколах. А уж выбрать бесплатную платформу для занятий проблем не составит. Понятно, что платить мы будем педагогу напрямую, минуя посредников. Все, что необходимо для этого педагогу – иметь ИП или зарегистрироваться как самозанятому.
Надо сказать, что посредников становится все больше. Как автор портала об альтернативном образовании, я часто получаю письма с рекламой от разного рода Центров подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Конечно, мы рассматривали и такой вариант, но оказалось, что стоимость услуг очных репетиторов по подготовке к ГИА на дому обходится гораздо дешевле, чем занятия на подобных курсах, очных и онлайн. При этом можно контролировать качество и не надо никуда ездить. «Наша стоимость, – обычно отвечают мне, – обусловлена качеством предоставляемых услуг и результатом, которые ребята показывают ежегодно на ЕГЭ».
Но качество услуг посредника здесь вообще не при чем. Результаты учеников обусловлены всего лишь тем простым фактом, что они занимаются каждый день нужным им предметом, в школе, на курсах и дома.
Качество подобных занятий вскладчину будет выше за счет собственной мотивации детей, отсутствия у них перегруженности и, конечно, уровня педагога, выбранного даже не родителями, а самими детьми.
Кроме того, «это невероятно эффективно и просто приятно – учиться у любимых педагогов». Так считают сами ребята. И это одна из самых ценных возможностей, которые дает нам сегодня семейное образование.